Н. Н. Никитин родился в 1885 году в гор. Усть-Сысольске. В 1904 году окончил Тотемскую учительскую семинарию. По окончании курса обучения все семинаристы распределялись педагогическим советом на вакантные места в сельские школы, где должны были прослужить не менее 4-х лет. В противном случае они должны были вернуть деньги, затраченные на их обучение. В исключительных случаях на основе особого разрешения Министерства Народного просвещения некоторым выпускникам семинарии разрешалось поступать в учительские институты. Учительская семинария обеспечивала педагогическими кадрами Тотемский уезд, Вологодскую губернию и Санкт-Петербургский учебный округ.
В 1915 году в Помоздино (Коми) было открыто Высшее Начальное училище, первым директором которого стал Николай Никифорович.
Шесть лет (1924-1930 годы) Николай Никифорович работал заведующим учебной частью и преподавателем математики в Вологодском педагогическом техникуме. Здесь он провел большую работу по политехнической подготовке учителей начальных классов на базе учебного хозяйства.
В 1930 году Никитин приглашен для работы в Москву на первую опытную станцию Наркомата просвещения РСФСР. В состав Московского отделения Станции входили: Центральный детский сад [Вадковский переулок и Тихвинская улица], как опорная школа, объединяющая работу 15 школ района Марьиной рощи г. Москвы, состоящих в ведении Московского отделения Народного образования: Центральный опытный Педтехникум [Малая Дмитровка, 14]. Эта станция оказала большое влияние на развитие педагогики, психологии, разработку методов обучения и воспитания детей и подростков.

Тотемская учительская семинария

Педагогическую деятельность Никитин начал в Устьянском двухклассном училище (Кадниковский уезд Вологодской губернии). В 1909 году успешно экстерном сдал экзамены за учительский институт.
Более двадцати лет Николай Никифорович работал доцентом на кафедре математики в Московском государственном педагогическом институте им В. И. Ленина и семь лет руководил сектором преподавания методики математики в Академии Педагогических наук.
Педагогическая деятельность в высшем учебном заведении столицы у Н. Н. Никитина органически сочеталась с большой научно-исследовательской работой в области методики математики. Его перу принадлежит свыше сорока опубликованных в печати научных работ. Никитин разрабатывал вопросы наглядности в преподавании математики. Написал методическое пособий «Решение арифметических задач в начальной школе» (1939) и учебник «Геометрия» (1956), в котором пытался построить курс на основе наглядных представлений с постепенным усилением формально-дедуктивных элементов.
За плодотворную многолетнюю педагогическую и научно-исследовательскую деятельность Президиум Верховного Совета СССР наградил Н. Н. Никитина двумя орденами Трудового Красного знамени, орденом «Знак почета».
В день 70-летия и 50-летия педагогической деятельности Министерство просвещения РСФСР наградило ученого-педагога медалью К. Д. Ушинского.

Никитин Н.Н.
Геометрия. Учебник для 6-8 классов, изд 16-е. - М. "Просвещение", 1971

Одно из последних изданий стабильного с 1956 г. учебника с дополнениями и уточнениями А.Н. Колмогорова.
В новом учебнике геометрии (Геометрия 6-7, 1956) стиль изложения учебного материала для младших классов существенно отличается от стиля изложения для более старших классов. Элементы дедукции нарастают постепенно и становятся преобладающими лишь в седьмом классе. Увеличено число иллюстраций, при этом, кроме чертежей, даны и рисунки. Они, с одной стороны, оживляют содержание учебника, с другой стороны, приближают его к жизни.
Чтобы усвоение геометрических понятий не сводилось к механическому заучиванию их определений, в ряде случаев учащиеся подводятся к понятиям от наблюдения реальных объектов или от соответствующих построений. Несколько увеличено число постулатов. Например, предложение о том, что отрезок короче всякой другой линии, соединяющей его концы, дается без доказательства. Доказательство некоторых теорем начинается с рассмотрения частных случаев, а уже затем оно дается в общем виде.
Материал учебника сначала лично проверялся автором в одной из школ Москвы, а затем он проверялся в течение двух лет в десятках школ нашей страны по специально напечатанным для этой цели макетам учебника.
После отказа от использования учебника Фетисова "Геометрия 8-9" в качестве стабильного продолжения учебника Никитина, а также после перехода на обязательное 8-летнее образование, учебник Никитина был дополнен разделами для 8-го класса, а позже использовался совместно с дополнительным материалом по учебнику Киселева. А.П. и задачнику Рыбкина Н.А.
Скачать (djvu,6.11 Мб) ifolder.ru

Никитин Н.Н., Маслова Г.Г.
Сборник задач по геометрии для 6-8 классов, изд.15-е. – М.: Просвещение, 1971. – 160 с.

Сборник предназначен для работы по учебнику «Геометрия» для 6-8 классов Н.Н. Никитина, в 15-е издание которого (1970) внесены дополнения и уточнения, предложенные академиком А.Н. Колмогоровым. Совместно с этим сборником в учебном процессе использовался «Дополнительный материал для 8, 9 классов», составленный К.П. Сикорским из материалов учебника А.П. Киселева и задачника Н.А. Рыбкина.
Согласно решению Министерства просвещения РСФСР в 13-е издание «Сборника задач по геометрии» включено дополнение (150 задач). В дополнении в основном помещены задачи повышенной трудности, а также задачи, которые отличаются необычностью подхода к отысканию решения. Следует заметить, что в ряде случаев решение этих задач упрощается при использовании геометрических преобразований.
Эти задачи могут быть использованы при изучении программного материала и на факультативных занятиях.
Скачать (djvu,4.15 Мб) ifolder.ru