Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
В этом году мы отмечаем 160-летие со дня рождения А.П. Киселева. Его и мой день рождения отделяют 100 лет. Прожив уже в основном свою жизнь, я с превеликой скорбью должен, увы, констатировать, что по сравнению с Андреем Петровичем я не сделал практически ничего. Пусть же эта скромная подборка, в которой есть и моя работа, хоть на каплю позволит мне реабилитироваться в собственных глазах.


В 1892 году впервые был издан учебник «Элементарная геометрия». По мнению многих математиков, это лучший учебник Киселева. Он выдержал 42 издания. Нельзя не признать, что одно из важнейших достоинств этого учебника состоит в соблюдении меры; автор нигде не переходит в излишества (ни в подробностях, ни сокращениях), а стремится лишь, по возможности, сделать учебник доступным и полезным.
Каждый раздел заканчивался набором задач, которые, как тогда писали, «отличаются хорошим подбором и разнообразным содержанием».
В 1937 году учебник был утвержден как стабильный, просуществовав в таком статусе до 1971 года ("Планиметрия" - практически до появления учебника Н.Н. Никитина).

Киселев А.П.
Элементарная геометрия для средних учебных заведений. – М.: Типо-Лит. Лашкевич, Знаменский и К0, 1892.

Приложено большое количество упражнений и статья: главнейшие методы решения геометрических задач на построение.
Второе издание учебника появилось уже на следующий год, так как первое издание получило положительную оценку не только среди ученых, но и педагогов-практиков и было моментально раскуплено.
В Журнале Министерства народного просвещения за 1893 год №8 появились положительные рецензии. Автор рецензии (они обычно шли без подписи) отмечает, что «Элементарная геометрия» А. Киселева составлена с воззрениями на изложение этого предмета, высказанными авторами новейших французских и немецких руководств, в особенности первыми. В ней (в геометрии) нет ничего такого, что бы обнаруживало стремление автора блеснуть оригинальностью, тем не менее, она содержит в себе много нового, предназначенного для удовлетворения существующих требований, теоретических и практических.

Скачать (djvu, 7.91 Мб, каюсь, много получилось, зато основательно почистил) ifolder.ru

Киселев А.П.
Элементарная геометрия для средних учебных заведений. Изд. 23-е. – М.: Типография П.П. Рябушинского, 1914.

(21-е и 22-е издания значительно переработаны).
Всего до революции было 26 изданий. Последнее в 1917 году. Интересно было бы увидеть издание 1917 года. В нем, скорее всего, уже были отражены идеи, высказанные на 1-м и 2-м Всероссийских съездах учителей.

Скачать (djvu, 8.91 Мб) ifolder.ru

Киселев А.П.
Элементарная геометрия. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1980. – 287 с., ил.

Настоящая книга печатается без изменений с 12-го издания (1931 г.) учебника геометрии, последнего авторского издания этого популярного учебника, по которому долгое время велось преподавание в школе. Благодаря высокому педагогическому мастерству, с которым написана книга, она не потеряла своей значимости и в настоящее время.
Книга предназначена учителю. К ней дано предисловие акад. А. Н. Тихонова.
Скачать (djvu, 5.56 Мб) ifolder.ru

Киселев А. П.
Геометрия. Планиметрия. Стереометрия. Учебник под ред. и с дополнениями профессора Н.А. Глаголева. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. - 328 с. - ISBN 5-9221-0367-9.

В 2002 г. исполнилось 150 лет со дня рождения А.П. Киселева. В наше время книги Киселева стали библиографической редкостью и неизвестны молодым учителям. А между тем дальнейшее совершенствование преподавания математики невозможно без личного знакомства каждого учителя с учебниками, некогда считавшимися эталонными. Именно по этой причине и предпринимается переиздание «Геометрии» Киселева.
(первое издание учебника под редакцией Глаголева 1938 год)
Обязательно сравните, если будет время, прижизненное издание с предложенным. Далеко не всем современникам нравилась редакция Н.А. Глаголева.
Скачать (djvu, 3.68 Мб) ifolder.ru

Киселев А.П., Рыбкин Н.
Геометрия. Учебник и сборник задач для 8 и 9 классов. Издание 5-е. – Киев: Радянська школа, 1966.

Эта книга состоит из последних трёх глав учебника А. П. Киселёва, Геометрия, ч. 1 под редакцией и с дополнениями Глаголева Н.А. и соответствующего сборника задач – § 8—16 книги Н. Рыбкина, Сборник задач по геометрии, ч. 1. Главы и параграфы в этом учебнике заново занумерованы; старые номера взяты в скобки.
Скачать (djvu, 3.33 Мб) ifolder.ru

Киселев А.П., Рыбкин Н.А.
Геометрия. Дополнительный материал для 8, 9 классов. Издание 7-е. – М.: Просвещение, 1971.

Предлагаемое пособие содержит материал, соответствующий программе, для VIII класса по темам: «Свойства биссектрисы внутреннего угла треугольника» и «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике и круге», а для IX класса по теме «Последовательности». Этот материал взят из учебника А. П. Киселёва «Геометрия», ч. 1, Учпедгиз, 1962 г., а упражнения — из задачника Н. А. Рыбкина «Сборник задач по геометрии», ч. I, «Просвещение», 1964 г.
Содержание параграфов взято из указанных выше книг без изменений, за исключением следующих: ссылки на предложения предыдущих параграфов учебника заменены формулировкой соответствующих предложений, § 237 заменён новым (§ 21), в § 33 (269) внесено уточнение.
В целях возможного использования полных изданий учебника А. П. Киселёва и задачника Н. А. Рыбкина в настоящем пособии введена двойная нумерация параграфов учебника и номеров задач из § 8 задачника. В скобках указана старая нумерация. Данное пособие подготовлено к изданию К. П. Сикорским.
Скачать (djvu, 2.29 Мб) ifolder.ru



Комментарии
08.12.2012 в 06:40

Спасибо Вам за возможность использовать наши родные учебники и помочь детям. Мы - родители семиклассников пребываем в ежедневном кошмаре и ужасе от современных учебников. За нынешний учебник по геометрии и гроша бы ломанного не дала. А у Вас на страничке нашла клад. Спасибо.
11.02.2013 в 08:28

спасибо, что чтите память моего прапрапрадеда.
14.03.2013 в 02:46

Спасибо за Геометрию. Киселёв замечательно дал определение точке: граница, отделяющая одну часть линии от другой. В современной математике точка - неопределимое понятие. Тем более вАжно каждое понятие о точке. Спасибо.
14.03.2013 в 16:17

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Гость, если быть справедливым, то у Киселева НЕТ определения точки. Граница, отделяющая одну часть линии от другой - это лишь способ донести до учеников смысл абстрактного понятия точки. Определением это считать нельзя, т.к. термин "граница" остался без определения, как и "линия". (Дать определение понятию "кривая линия" школьнику настолько проблематично, что в школьных учебниках это по существу и не делается). Я, если честно, вообще не представляю, как дать понятие "кривая" и "граница", не используя понятия "точка". Поэтому оставлять их неопределяемыми вместо точки мне кажется непродуктивным. Это не значит, что не стоит искать доступные детям интуитивные уточнения того, что есть точка. Даже на уровне Евклида ("точка есть то, что не имеет частей").

Учебник А.П. Киселева на рубеже 19-20 веков был лучшим в смысле понятности изложения (для старших классов гимназий и реальных училищ). Этой доступной подросткам лаконичности стоит поучиться и сегодняшним авторам. Но идеализировать учебник не стоит. Передовое на начало 20 века содержание сегодня смотрится несколько архаично. И геометрия, как аксиоматическая наука, и общество с его современной технической оснащенностью, уже значительно опередили А.П. Киселева. Жизнь требует НОВОГО учебника. Нового как по качеству и способам подачи материала, так и по содержанию. К сожалению современные авторы выдают продукцию, напоминающую больше сегодняшние ремейки старых и горячо любимых фильмов - ничего принципиально нового, ошибки и недочёты "имеют место быть", язык изложения ухудшен, в общем, лучше бы не трогали. Главное, никак не определятся с содержанием. А оно современному школьнику не интересно. Да и не готов он учиться, даже по Киселеву не готов. Ведь для Киселева нужна была база начальной школы, которой нынче нет, да и вообще, умение и желание учиться. Увы...

Судя по всему, решение стоит искать в дошкольном воспитании и обучении, когда и закладываются "созерцательные образы". Однако пока пособия по геометрии для детских садов и младших классов имеют качество от "не очень плохо" до "ужасно". Если на этом первом этапе удастся решить проблему, то, глядишь, кризис школьной геометрии будет постепенно пройден.
26.03.2013 в 11:35

Современные учебники по геометрии составили для кого? Что значит доказательство теоремы без элементарного чертежа? Мне стыдно за авторов этих учебников!
26.03.2013 в 12:34

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Гость 26/03/2013, Я что-то Вас не понял.
1) Какое отношение Ваше замечание имеет к А.П. Киселеву?
2) Какими конкретно современными учебниками Вы недовольны?
3) Где Вы встретили требование учить школьников без чертежа, если разговор идёт не о Франции-Бельгии?
4) При чем здесь стыд? Автор волен излагать предмет так, как он его видит и понимает. Я не приветствую крайности в виде 100% отсутствия чертежей ради подчёркивания главенства логики или в виде полностью наглядной геометрии в ущерб логике. Но кто знает, где лежит "золотая середина"?
15.08.2013 в 20:41

Спасибо! Хоть тут они есть в оригинале! Сам отношения к математике не имею, ибо слесарь, но ума не надо чтобы понять что и этого драгоценного клада скоро не будет в нашем обществе. "Храните важную информацию в сберегательном жёстком диске"
16.08.2013 в 14:19

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Клад, слава Богу, будет в обществе вечно, как "Начала" Евклида. Пусть и не этой странице.
Быть слесарем и не иметь отношения к геометрии невозможно. Тем более, что первоначально профессия означала "замочник" (Schlosser). Чем сложнее замок, тем сложнее его геометрия. Геометрия - она ведь повсюду. Нужна, простите, и Кесарю, и слесарю.
16.08.2013 в 20:03

Согласен- неверно выразился, имел в виду отсутствия причастности к предметам как, например, преподаватель. Нужно всё и везде, разница в количестве. Со временем просто не обращаешь внимания, всё на автомате.
Вопрос: имеется переиздание его книг под редакцией "Физматлит". Что лучше- оригинал или удобное переиздание? (наверняка Вы ознакамливались с материалом). Я далёк от правильного анализа обучаемого материала, куда важнее знать его качество для своих детей и, возможно, знакомых преподавателей. И так же попрошу у Вас рекомендации других авторов других предметов, если знаете. Заранее спасибо!
16.08.2013 в 20:56

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Сложно советовать даже по геометрии. Дело в том, что Киселёв писал учебник в расчёте на ученика, хорошо подготовленного в 1-6 классах. Для неподготовленных и он сложен (для них вообще нет пока подходящего учебника). Немаловажно и то, что во времена Киселёва обязательными были всего 7 классов. Так что геометрию учили только способные продолжать учёбу в вузе.
Принципиальных разногласий в учебниках 1980 и 2004 годов нет. (Остальные варианты вывешены больше для учителей, которым не грех понаблюдать, как автор от издания к изданию совершенствует свой учебник). Неточности и ошибки есть и в первом, и во втором. Да и в современных учебниках они есть. Правда, ученик их вряд ли заметит, да и учитель не каждый хорошо в нюансах разбирается. Но это важно лишь в том случае, если ребёнок - технарь и будет учиться в техническом вузе.
Для большинства остальных определяющим, к сожалению, будет являться квалификация учителя как методиста. Тут уж как кому повезёт.
Если в классе будут заниматься не зубрёжкой, а развитием интуиции и логики, то со временем это выльется в хорошее качество образования.

Из современных учебников по геометрии порекомендовал бы Бутузова. Там тоже есть ляпы. Но их в разы меньше, чем в других учебниках. И подбор задач качественный. И опечаток я пока в ответах не встречал. Но в школе, скорее всего, будет использован уже хорошо обкатанный Атанасян. Тоже не самый плохой вариант.
Учебник Киселёва в этом случае может служить неплохим подспорьем для более наглядного изложения. К сожалению, "НЕПРЕПОДАВАТЕЛЮ" этим воспользоваться проблематично.
Алгебра - предмет куда более лёгкий. Там различия в учебниках настолько мизерны, что учиться можно почти по любому. Главное, до алгебры надо научиться хорошо считать устно. Помочь ребёнку в этом может при желании практически любой родитель. Не позволяйте по любому поводу пользоваться калькулятором в мобильнике, и навыки устного счёта постепенно выработаются. Не зазорно воспользоваться и тренажёрами для устного счёта для 1-6 классов. Надо, чтобы ребёнок без проблем выполнял все четыре действия с целыми числами в пределах 100.
Успехов!
17.08.2013 в 13:15

Спасибо за разъяснение и советы. Некоторые Ваши слова имеются и здесь (тут же и о Киселёве узнал, кстати): www.uznai-pravdu.com/viewtopic.php?f=32&t=4911&...
Всё сводится к обучению в домашних условиях либо с наймом репетитора, а то образование, что я наблюдаю сейчас у младшего брата и какие у них программы- просто ужасаюсь. (несмотря на то что мне 21 а ему 13). Если дети хвалится, что получают пятёрки по русскому языку и при этом пишут как минимум слово "Спосибо" с такой грубой ошибкой- такие школы не нужны, + букет умственной, психологической и социальной деградации (о чём по ссылке выше можно прочитать- изложено грамотно). Калькуляторы вообще желательно запретить, ибо на протяжении нескольких лет обучения ими пользуются почти каждый день, а считать самому это нагрузка на мозг, нежели машинкой, и так из капли в каплю получается море, и не только с математикой и калькулятором.
Мне мама рассказывала, как её дед передал ей книгу по физике для вузов (где-то 50-го года), с помощью которой у неё всегда были 4 и 5 в средней школе и материал усваивала на отлично, нежели те, которые учились по новой (даже тогда, в советское время!) программе, не понимая материал написанный в книге и получая, естественно, тройки.
18.08.2013 в 03:46

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Спасибо за ссылку. Прочитал. Статья спорная. Автор немного зациклен на "гоях". Если хотите узнать моё мнение о катастрофе в математическом образовании, читайте vis1952.diary.ru/.
Несмотря на то, что там о геометрии, причина получения пятёрок за "спосибо" одинакова.
Кроме того, дошкольным и начальным школьным образованием у нас (да и не только у нас) занимаются порой дилетанты, хотя у некоторых из них есть и профессорские звания.
Про г-жу Белошистую вы и сами на предложенном мне сайте прочитали. Её "сподвижникам" нет числа. Книжки для малышей пишутся страшно безграмотные с огромным количеством ошибок (по крайней мере, геометрических).
Но "еврейский заговор" тут не при чём:
От кого, скажи, Расея
Стонет? Только не солги!
Ведь не хватит всех евреев,
Даже, если все - враги!
Ну а если серьёзно, то по физике есть старый добрый Ландсберг. А про русский язык интересно написано у Татьяны Рик (Существительные, прилагательные, глаголы, причастия и деепричастия). Даже взрослому советую прочитать. Очень доступно и занимательно.
18.08.2013 в 20:46

Спасибо,прочитал бы, но я не из целеустремлённых и находящих силы. Как и книг хороших, имею много, но хронический упадок сил и засыпание после прочтения одной страницы не дают развиваться должным образом. (наверное связано с работой на металлургическом комбинате в Челябинске, который к тому-же хают и высмеивают вместе с Уралом москвичи). Сейчас, да и потом, я просто собираю все лучшие достижения в плане развития, не пользуясь этими плодами. Просто знаю что скоро как из вариантов людей ждёт окончательное потребление и массовое слабоумие (что и наблюдается), поэтому надеюсь что удастся запастись знаниями, начиная с правильного воспитания ребёнка и предоставления нужной информации для развития. Школу как источник знания сразу вычёркиваю, но система построена так, чтобы у нас не было времени на воспитание, и необходимость получения корочки о среднем образовании после егэ.
19.08.2013 в 00:09

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Да ладно. В Пиндосии на 10 своих неучей приходится 9 индусов и китайцев, у которых местные дворниками работают. Так что массовое слабоумие наступит ещё не скоро. Жаль, если и в России передовые места займут китайцы.
Челябинск - город большой. Неужели нет ни одной приличной школы, ни одного приличного учителя? И при этом одно из ведущих мест в стране по числу победителей олимпиад. Не верится.
Что до комбината, то я, проживший в Москве всю жизнь, никогда над уральцами или сибиряками не смеялся. Жалел - да! Говорят, что из-за устаревшего комбината много людей болеют. Хаил власти, не озабоченные здоровьем граждан. Но что бы высмеивать...
Да и что москвичам смеяться, если город сейчас задыхается от выхлопных газов по полной. Вы хоть на Мечеле зарабатывать вынуждены, а мы себя сами гробим за так. Так что впору вам смеяться.
А с хроническим упадком сил в Вашем возрасте (стрессы, плохое питание, отравленный воздух?) надо что-то делать.
Книжками Т. Рик можно пользоваться с 3-го класса. Нет времени или сил читать самому - подсуньте ребёнку. Если читать не приучится, то будет засыпать на первой же странице, как и Вы, и без всяких причин. А от математики тогда будет просто шарахаться, ведь она требует не просто чтения, но и размышлений над прочитанным.
P.S.
Без Вашего или маминого примера заниматься чтением никакой ребёнок не станет. Какой образ жизни в семье видит, так и будет жить сам. Исключения, разумеется, бывают, но редко.
19.08.2013 в 17:26

Иногда люблю утрировать- мыслю прогнозирующе, хотя это часть моего характера- быть готовым к беде, какой-бы она ни была и когда бы не наступила. Ну а высмеивание... это жириновский, который в одном из видео сказал "на Урале одни дебилы живут" и море с ним согласных. Печалит такое общество, которое считает себя выше других, на деле же посмешище. О заводах в Москве наслышан, да в пользу их закрытия, аргументируя "здесь люди живут". (это не выдумка, я где-то слышал, хотя это из серии "слышал звон да не знаю где он"). Хроническая усталость и сонливость настала вполне быстро и безо всяких причин- бросил все спортивные секции 3 года назад, сейчас хотя бы до дому добраться. Стрессов нет, питание хорошее, воздух отродясь отравленный, но многие "как огурчики". Много что зависит- но сам я причины не нашёл, ни внешних, ни внутренних. Ребёнок- да, дело такое- губка ещё та, но мне не помешало начать думать своей головой а не авторитетом и словам родителям начиная с 12 лет, и обижался когда говорили что "хорошие родители, такое воспитание хорошее дали". Так что методика воспитания только путём собственного изучения мира без насильственного "-делай так! -а почему? -потому-что так положено, не перечь родителям". Хотя наблюдаю истерию со сторон матерей (если их можно так назвать) к своим детям, которых жалко становится и орущую мать так и хочется прибить на месте. Когда будет ребёнок (если будет)- я буду знать как его воспитать, чтобы всегда думал аналитически и путём проб и ошибок.
07.10.2013 в 16:46

Благодарю!
29.10.2013 в 14:20

Посмотрела вшу Рик... антипод Кисилеву ... ужас.. мрак и труха....для больных игроманов... сколько ненужного хлама должна усвоить детская голова, чтобы пробиться к элементарным понятиям!!! УЖАС .
31.10.2013 в 10:23

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Посмотрела вашу Рик... антипод Киселеву ... ужас.. мрак и труха....для больных игроманов... сколько ненужного хлама должна усвоить детская голова, чтобы пробиться к элементарным понятиям!!! УЖАС .

Про Рик писал потому,что МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ (и совет прочитать давал не вам).
Сравнивать книжку для младшей школы по русскому языку с учебником для средней школы по геометрии, по крайней мере, НЕКОРРЕКТНО.
Характеристики "ужас, мрак ..." etc. годятся, простите, только для современной Эллочки Щукиной, а не для дискуссии.
"Элементарные понятия" подчас бывают самыми сложными для понимания, и пояснения к ним, данные по-новому, подчас очень помогают (разумеется, если при этом понятия не подменяются).
Детская голова должна усвоить очень много, чтобы не стать головой взрослого дилетанта-недоучки с огромным самомнением.

P.S. Киселев, скорее всего, от слова Кисель, а не от Кис-кис. Читайте что-нибудь, кроме Рик, но не делайте ошибок в русских фамилиях. Это одинаково раздражает и специалистов по русскому языку, и поклонников великого педагога-математика.
11.11.2013 в 11:24

не занимайтесь методологическими фокусами - "книжка рик" и Кисилев "некорректно " сравнивать - бред,мрак и ужас. Как говорила эта милая девушка -Эллочка - употребляю для ассоциаций,конечно, но когда это нужно растолковывать ..."да уж".. Именно - корректно. рик- это началом должно быть.. но продолжения достойного - не будет, замусорите мозги и зазанкуете - видно в этом ваша цель и есть.. Мудрствуете - ЛУКАВО. И ,касаясь великих имен, дав ,так сказать - аванс - сталкиваете наивную аудиторию - в пропасть рик. Собака лает...
15.11.2013 в 15:52

Спасибо большое за коллекцию
04.12.2013 в 09:51

У Киселева нет определеия точки?
Хе.
Таки у кого оно есть?
И что значит "осовременить математику"?
Это длинный вопрос, по-моему. Эктстраполирующее продолжение школьной математики в вузах не оправдало надежд школьных посевов. Во многом именно этим обусловлен кризис современного естествознания. - У физики, генетики, химии ... нет языка для описания уже созданных технологий и "прописей".
Всего одна иллюстрация.

Попытка "строго определить" точку привела к появлению иррационального раздела математики. Ныне почившего, как я понимаю.
Физике вообще не потребовалась точка! - В том понимании, каковое тщились вложить в её определение т.н. математики.

Я думаю, что для школьного курса в смысле обучения существующим технологиям вполне достанет логического мышления, умения устно считать и держать числа "в уме", начал пространственного анализа и синтеза.
Все остальное - хлам на выброс.

Школьный учитель - это отдельный институт цивилизации.
Как правило, это человек, заведомо преклоняющийся официальным текущим авторитетам. ... И их комментаторам.
Здесь ничего нельзя сделать. У школьного учителя другая миссия - донести знания и интерес к ним до детских голов и душ.
Я лично больше всего уважаю учителей, у которых во главе всего стоит принцип - у ребенка должно быть детство! Это от Бога и никто никому не давал права отнимать тот высший дар.

Проблема школ также и в том, что, хотя бы половина учителей со временем тяготеет к безапелляционному вещанию истин. И с этим тоже трудно что либо сделать. ... И не нужно, потому как рецепта нет.

Другая половина не оракулствует только потому, что её представители не ощущают надлежащей уверенности. Ибо и сами не понимали то, что теперь преподают.

----------------------
Шутка, разумеется.
Но, есть проблемы кроме учебников, кажется мне. С учебниками как раз бы все относительно просто решилось.
Бы.
04.12.2013 в 10:56

www.ega-math.narod.ru/LSP/ch1.htm
Отрывок:
Пусть P и Q — два множества. Составим их произведение R, т.е. множество всех пар (x, y), где xÎP, yÎQ. В множестве R выделим некоторое подмножество Q. О парах (x, y), попадающих в Q, будем говорить, что они находятся в отношении. Понятие отношения между элементами x и y, принадлежащими множествам P и Q, вводилось в 4-м классе. Обстоятельно и громоздко объяснялось на многочисленных примерах конечных множеств. После этого в 6-м классе вводилось понятие функции, опирающееся на понятие отношения, примерно следующим образом: функцией называется отношение, при котором каждая точка x множества P находится в отношении не более чем с одной точкой y множества Q. ... и тд и тп...

Вполне созвучное с теоретико-множественной идеологией понятие преобразования вошло как основное в геометрию. Возникло следующее определение вектора: вектором называется преобразование пространства, при котором... далее перечисляются свойства, означающие, что это преобразование есть трансляция пространства.

Внедрение теоретико-множественной идеологии в школьную математику, несомненно, соответствовало вкусам А. Н. Колмогорова. Этот разгром среднего математического образования продолжался более 15 лет, прежде чем он был замечен в конце 1977 года руководящими математиками Отделения математики АН СССР.

После того как катастрофа была замечена и начал намечаться отпор происходящему, лица, каким-то образом заинтересованные в том, чтобы разгром продолжался, стали сопротивляться. В телевизионной передаче «Сегодня в мире» я сам слышал выступление комментатора В. Зорина, в котором он сообщал, что среднее математическое образование в Советском Союзе поставлено очень хорошо и что ему даётся высокая положительная оценка печатью Соединённых Штатов. Это было уже в самом конце 70-х годов. Нет сомнений, что похвала врагов есть дурной признак. Стоит заметить, что сам А. Н. Колмогоров в это время получил Государственную премию Израиля.
:crzgirls:
06.12.2013 в 02:26

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Гость, , который от 2013-12-04 в 10:56
Вы, простите, не по теме. Моё отношение к Колмогорову и его реформе, равно как и к Понтрягину, которого Вы цитируете, я подробно изложил в соответствующем месте, на что уже указывал. И не собираюсь полемизировать с кем-либо, обсуждая версию провала реформы, созданную в ЦК КПСС для самооправдания и начавшую свою жизнь в одиозном журнале "Коммунист". Но ежели Вам непременно хочется потроллить некоторые вопросы именно здесь, в посте, посвященном А.П. Киселёву, извольте.

Нет сомнений, что похвала врагов есть дурной признак.
Нет сомнений только в том, что некоторые объекты похвалы с трудом проходят испытание медными трубами, сиречь похвалой. Адекватные люди непременно сомневаются и анализируют варианты.

Стоит заметить, что сам А.Н. Колмогоров в это время получил Государственную премию Израиля.
Никаких государственных премий Колмогоров в Израиле не получал. Полученная им в Израиле Премия Вольфа дана была ещё при жизни учредителя премии, кстати, человека достаточно левых взглядов, симпатизировавшего и СССР, и Кубе. И дана за открытия в математике, а не за школьную реформу.

Танец маленьких троллей меня не впечатлил.
06.12.2013 в 03:50

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Гость, который от 2013-12-04 в 09:51
Простите, а Вы сами поняли, что хотели сказать? Получился набор "крылатых" изречений, не соединённых решительно никакой общей мыслью. По крайней мере, я её не нашёл. Но отвечу. Не буду в позу обиженного вставать.

1) Определения точки нет ни у кого, даже если, как у Евклида, написано слово "определение". Нет его и у Киселёва. Ну и...?

2) Осовременить школьную математику значит начать изучать те её разделы, которые актуальны на данный момент, как происходит сегодня с теорией вероятностей и другими разделами дискретной математики. А архаичные разделы, изучающие головоломные преобразования тригонометрических, логарифмических и прочих выражений свернуть до необходимого минимума, ибо они в основном выполняли задачу минимизации расчетов с помощью логарифмической линейки, в чём сегодня нет необходимости.
Но называть какие-то разделы "хламом на выброс" я бы не стал. Уж очень это по кирасиновски.

3) Что такое "иррациональный раздел математики" я не знаю. Как не знаю "пространственного анализа и синтеза". Поделитесь ссылочкой, где об этом можно почитать. Поисковик ничего не нашёл.

4) Против устного счёта ничего не имею. Вот разве уяснить, что для чего делать. Тренировать память для использования в устном счёте или заниматься устным счётом для тренировки памяти. Я склонен заниматься вторым.

5) Физике вообще не потребовалась точка! - В том понимании, каковое тщились вложить в её определение т.н. математики.
Так же, как и писателю совсем не обязательно знать этимологию каждого использованного слова. И что, отменим т.н. этимологию?

6) Школьный учитель - это отдельный институт цивилизации. Как правило, это человек, заведомо преклоняющийся официальным текущим авторитетам.
Не понял, "преклоняющийся перед..." ли "поклоняющийся"? Это не совсем одно и то же.
Учитель - это, "как правило, человек". Ваше высказывание приравнивает учителя к быдлу, с чем я не согласен категорически, ибо за свою жизнь работал со многими учителями, быдлом не являвшимися. Но тут, разумеется, кому как повезло.

7) У школьного учителя другая миссия - донести знания и интерес к ним до детских голов и душ.
Раз Вы понимаете про "институт цивилизации", то понимаете и то, что миссию определяет не сам учитель, а "цивилизация", его на это место поставившая. И если эта цивилизация ждёт от учителя не донесения знаний и интереса, а функций "baby sister", то это и получает.

8) у ребенка должно быть детство! Это от Бога и никто никому не давал права отнимать тот высший дар.
Вот только с демагогией "от Бога" поосторожнее. Если Вы в него, в отличие от меня, верите, то не стоит присваивать себе понимание того, что имел в виду Творец. А он весь животный мир устроил очень логично: родители должны как можно быстрее и лучше подготовить ребёнка к жизни. Если не успеют и займутся толерантной трепотнёй - чадо будет уничтожено.

9) Проблема школ также и в том, что, хотя бы половина учителей со временем тяготеет к безапелляционному вещанию истин.
Воистину, я Вам сочувствую. Половина Ваших учителей были моральными уродами.

10) Но, есть проблемы кроме учебников, кажется мне. С учебниками как раз бы все относительно просто решилось
С учебниками всё решается крайне сложно. Именно потому, что есть проблемы кроме учебников. И решать эти проблемы можно только комплексно, ибо они системные.
06.12.2013 в 04:10

Замечательное обсуждение
06.12.2013 в 10:19

Это гость," который был ..." Не самый плохой ник, в принципе? - Не супермена, не ковбоя не хавбека. А просто маленького, просто человека.:kapit:
Понравились высказывания позиций Аксакала. И эта система видеть компоненты темы и показывать их по пунктам тоже.
Попробую соответствовать. Хотя бы один раз.
Мне очень повезло с учителем математики. Мельникова Клавдия Степановна. Заслуженный учитель РСФСР. Правда, об этом я узнал только после школы. Её уже давно нет, но не найти её ученика, который бы её не помнил самым светлым образом.
Честно говоря, я не придаю большого значения полемике акадэмиков. Хотя бы потому, что у меня еще осталось достаточно для чуба волос на голове. Да все это уже и в прошлом же? Разумеется, здесь актуален только анализ ретроспективы. Потому как ничего в этой жизни не начинается с нуля и не заканчивается моментально.
Декарт не был первым математиком. И не тал "самым-самым". Мне лично импонирует его методика, имеющая заранее определенную цель - изготовить сколько будет возможно инструментов математики, которые будут применимы для созидательных действий человека. Математика должна быть адекватна природе, - наверное, это можно понимать и так? В частности, это касалось чисел и "точек", да?
- Не должно остаться у людей возможности обнаружить некий предмет (явление, эффект, закономерность ...), который нельзя было бы описать, ... ну, скажем, набором ЧИСЛОВЫХ значений ортоганальных (впоследствии - Декартовых) координат.
И вот некий "сам в себе гений" обнаруживает, что на числовой оси между любыми ближайшими точками" всегда можно вставить еще! ... И еще, и еще...
06.12.2013 в 10:34

Послушайте, но, такова ли ПРИРОДА на самом-то деле?
Может ли она поступить так, как тот наш достославный гений и толпы его последователей?
- Неа, ответил так и не оформившийся в нечто вещественное материализм. - Потому как даже самая малая часть материи должна иметь свое описание!
Правда, идеализм возразил. - Вещественным может стать все, что посильно нашему воображению!

.... Эээээ..... Но, посильно ли нашему воображению представить то, что меньше самого меньшего, которое мы можем вообразить? - спросил Мартовский Заяц у Алисы.
- Да не парься ты в своей зимней шубе, - ответила она. Пусть самой малой частью материи будет кварк.
----------------------
На том и порешили.
------------------
Здесь есть один нюанс, в просторечии известный как чувство меры. У любого автомобиля есть хотя бы одна фара, с помощью которой автомобиль может перемещаться в условиях недостаточной естественной освещенности. Она светит отнюдь не в бесконечность, а на короткий участок пути следования. Оказалось, что вполне достаточно. Если бы Форд сформулировал в свое время необходимость наличия прожектора, освещающего бесконечность, то теперь мы вряд ли бы общались так далеко и запросто.
Всему есть мера, наверное?

Когда-то, в церковно приходской школе, из занятий по Закону Божию, мой отец понял, что бремя "освещать бесконечность" может быть узурпировано только попами!
Так что впоследствии ему было нетрудно переложить оное на философию.

Но, как же быть с математикой, Аксакал?
Не взяла ли она на себя обязанности церкви в деталях, так сказать?
Плохо что в современном школьном образовании не нашлось места для истории науки, да?
Лично я думаю, что школьный курс может быть посвящен указанной теме хотя бы на 50%
Тем более, что и сейчас он тщится делать то же самое. А просто не конкретно.
Историю науки у нас не проходят даже в университетах! ... Потому и перекладывается она незрелыми душами на образы стенных портретов и их преподавателей.
Да и будет ли пустым святое место?
Верю ли я в Бога?
- А надо, наверное?
10.12.2013 в 21:25

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
Гости, которые посетили эту страницу 2013-12-06 , если Вы зарегистрируетесь или авторизуетесь на diary.ru под любыми разными никами, или хотя бы будете к слову гость подставлять дополнительный ник, то я буду в состоянии продолжить разговор. Иначе, простите, я чувствую себя среди "гостей", приходящих вместе с зелёным Змием, или среди качков, которые все друг другу Братаны. НАПРЯГАЕТ!!!!
Кроме того, хотелось бы не отходить от тем "Как следует излагать детям азы геометрии", "История преподавания геометрии в России", "Опыт преподавания геометрии по учебникам Киселёва" (тут воспоминания не помешают).
11.12.2013 в 04:18

Иногда я делаю ошибки, иногда несу чушь. Но вы должны различать.
1) Про Форда думаю, что конструкторы его фары понимали, что имеют дело с параболоидом вращения, и не случайно помещали лампочку в фокус. Туда же, в фокус, помещают облучатель радиотелескопа, «освещающего» нам не участок перед носом, а дальний космос. И даже в антеннах других типов работает хорошо знакомое «угол падения равен углу отражения». Так что Форду – фордово, а Реберу – реберово. У каждого мера своя.

2) Простите, Super-Ak-Sakal, про церковно-приходскую школу не понял. Да и не хочу в философию углубляться, ни в материализм, ни в идеализм, ни в какой-нибудь ещё изм. Тем более, «углублять» детей. По мне, так достаточно того, чтобы им было известно о возможностях использования современной математической трактовки бесконечно большого и бесконечно малого. Если бы сопоставимые результаты давал Закон Божий, как одна из возможных аксиоматик, то я бы и его преподавал, поручив современному Киселёву очистить его от мракобесия.

3) Обязанности Церкви, по-моему, математике не свойственны, ибо математика движима не догматизмом, а скорее, скептицизмом. Это хорошо понимали ещё во времена последних церковно-приходских школ, особенно после опубликования «Оснований геометрии» Гильберта. И боялись как черт ладана обучению школьников не божественным «аксиомам», а умозрительным «постулатам». Оттого, видимо, и название Евклида не сохранили.

4) История науки - штука скользкая, как и вообще история. Уделить ей половину уроков геометрии? Ну и как Вы себе представляете, что я на них буду говорить? И, главное, зачем? Пересказывать те басни, которые сегодня написаны в большинстве книг по истории математики, я категорически отказываюсь. Эти басни оторваны от истории техники и технологии. Эти басни практически не содержат ничего, рассказывающего о процессе математического творчества. Наконец, они нелогичны, и я в них не верю. Пересказывать Ватиканский вариант истории, зубря имена и даты?

5) Это мне напоминает 24 мая, день государственно-церковного праздника славянской письменности и культуры. Вот я доложил ученикам про Кирилла и Мефодия, сводил их к памятнику "братьев", а потом дома открыл Мавро Орбини и, о, ужас, прочёл, что Мефодий Философ (=методочивый любитель премудрости) был после крещения им славянского властителя назван Кириллом (=просветителем). Не дай Бог, я с этими новостями в класс приду. Меня за такое "кощунство" в сегодняшней России и посадить могут.

6) Но я, разумеется, обязательно расскажу ученикам, как Яков Брюс перевёл первый учебник по геометрии, изданный в России. Как уважительно он называл геометрию «Мерой художествия». Расскажу и многое другое, то, в чем я логических изъянов не вижу.
15.12.2013 в 17:37

Ak-sakal, благодарю сердечно за учебники. Буду использовать для обучения внуков.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии